Добрый день, дорогие наши читатели!
Вчера у нас вышло новое задание-вдохновение. И сегодня мы рады предложить вам почитать увлекательную статью от нашего журналиста Марии Зенцовой.
Среди
скрап-мастериц сейчас очень популярен символ – ловец снов. Он используется в
работах в виде картинок, чипборда, вырубки или имитации амулета.
Большинство,
я думаю, когда слышат: «ловец снов», сразу четко представляют себе круг, в котором
паутиной переплелись нити, а от круга вниз спускаются перышки. И ассоциируется
этот символ преимущественно с индейцами Северной Америки.
Все
правильно, но вот корни этого символа находят отражение не только в культуре североамериканских
индейцев. Они гораздо ближе к нам, а распространённость этого знака намного
шире. Давайте более детально изучим этот талисман, который имеет древний сакральный смысл, но и в современной
культуре не потерял своей актуальности.
Сибирский ловец снов называется «Кытгьем». В
переводе с корякского – «приманка».
Кытгьем прочно связан с одной из ранних форм
религии: шаманизмом. Наиболее развита она была на территориях Сибири, Дальнего
Востока, Юго-Восточной Азии, Африки, в целом же встречалась у всех народов.
Шаманизм основан на вере в возможность
взаимодействия с духами. С помощью различных техник и методов шаман входит в
особое состояние транса, что позволяет ему путешествовать между мирами,
общаться с духами, лечить через воздействия на души живых существ, находить
потерянных, сопровождать умерших. В своей деятельности шаман
использует особые инструменты, одним из которых и является кытгьем.
В отличии от индейских ловцов снов, которые
защищали от плохих сновидений, Кытгьем отображал весь спектр. Все, что порождало подсознание спящего,
вытаскивалось на поверхность, в сферу сознания. Сибирские ловушки задерживали духов, как «хороших»,
так и «плохих». Ночью во время сна духи превращались в образы, и приходили к
спящему шаману по центральному шнурку. Эти образы,
яркие, динамичные и далеко не всегда приятные, способствовали осознанию себя внутри сна, что являлось одной из
наиболее распространенных шаманских техник. Считалось, что шаман во сне видел будущие события. Работая
с таким Ловцом снов, шаман испытывал
борьбу, в которой он должен был победить.
В чукотском предании «Шаманящий во сне», записанном В. Ятыргыном
со слов сказителя Ваальгыргына, рассказывается об одном шамане-сновидце,
который был настолько сильным, что взялся за оживление трупа юноши. Шаман
попросил у отца юноши бусы, лег рядом с умершим и заснул на три дня. Во сне он
поднялся на дальнюю звезду и увидел двух волков, охраняющих дверь. Он дал
волкам бусы и зашел в ярангу. Умерший был прибит гвоздями к задней стенке
полога (спальная часть яранги). Шаман попросил хозяина яранги отпустить душу
юноши, но получил отказ. Тогда он вновь дал волкам бусы и приказал им спустить
ярангу вниз, на землю. Хозяин испугался и отдал шаману душу. Через три дня
шаман проснулся. Вместе с ним поднялся и покойник.
Случалось, что недостаточное умение использовать подобную ловушку, приводило и к печальным последствиям.
Герой одного мансийского сказания, которое называется «Сонный
человек», желая избавиться от сонливости, вешает в изголовье слопец (силок) и
ложится спать. Ночью в его силок попадает пестрая тетерка — его душа. Герой
бросает ее в огонь, думая, что это она виновата в его недуге. О случившемся
узнает его друг. Он неодобрительно отзывается о происшедшем и говорит, что
тетерку надо было съесть, дабы душа не ушла. В крайнем случае надо было выпить
тетеревиное яйцо, чтобы душа возродилась вновь. Герой не находит яйца и вскоре
умирает. Так он расплачивается за свое незнание шаманских приемов.
Еще одно отличие кытгьема от ловца снов состоит в способе
изготовления и материалах. Традиционно берется деревянный обруч, на который
натягиваются 36 лучей нитью синего или черного цвета, а нить красного
цвета от центра, пересекая эти лучи, вплетается по левосторонней спирали (4 или
5 оборотов). В месте пересечения лучей прикрепляется меховой кружочек. От
него вниз свисает кожаный шнурок, на концах которого находятся меховые
кисточки. Такие же шнурки (3 штуки) свисают с низа обруча.
Во
все части ловушки вкладывается особый смысл. Круг — символ цельности,
гармонии, бесконечности. Синий цвет обозначает Землю, а красный — путь
светила в мир сновидений. Меховые кусочки — это приманки для духов,
кожаные шнурки — направления для духов, узлы — стремление к встрече с
духами. Левосторонняя спираль – это символ погружения, в первую очередь в
себя, в глубину своего бессознательного.
Классическими в украшении кытгьема считаются раковины (символ
женского начала) и белемнит или клык (символ мужского начала). Объединяясь, они
позволяют провести оживление ловца. Как символ произошедшего слияния в самом
центре к красной петле около мехового кружка прикрепляют фигурку духа –
хранителя ловушки (как правило, тоже окрашенную в красный цвет). Она также
может быть тотемом (оберегом) того, кто видит сон.
Кытгьем также можно использовать как дневник сновидений.
Приснившийся яркий, запомнившийся образ можно подвесить на нити ловушки в виде
символизирующей его фигурки. Постепенно ловец будет весь в подвесках, по
которым можно будет вспоминать свои сны.
Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть, что главное отличие
кытгьемов от индейских ловцов снов заключается в форме взаимодействия человека
и вещи. Ловец снов достаточно повесить над изголовьем спящего, и он будет
притягивать хорошие сны, а негативные задерживать в паутине. Ловец снов - это
амулет от злых сил, а кытгьем приведет в ваши сны и тех, и других. Кытгьем —
это инструмент для проведения практик осознанных сновидений, в первую очередь
людьми знающими, т.е. шаманами. Но и тот и другой ловец можно использовать
просто в декоративных целях.
Очень интересно! Большое спасибо за статью!
ОтветитьУдалитьУх ты!!Как же интересно,с удовольствием прочитала,спасибо!!!!
ОтветитьУдалитьРаботы с ловцами красивые!!!